Нравственные уроки Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует)

Ислам появился для того, чтобы осветить жизнь людей светом добродетели и хороших манер, воспитать в них широту характера, наполнить их ладони бриллиантами хорошего поведения. Он определил задачу создания основ в процессе достижения этой великой цели в качестве важной части пророчества. Он сравнил все попытки создания условий разрушения этих основ с отходом от религии, уподобив его сбрасыванию ярма веры с шеи человека. Значимость нравственности далеко не одно и то же, что средства удовлетворения и роскоши, которые могут вызвать равнодушие.

Нравственность — это принципы жизни, которые должна воспитывать религия и заботиться об уважении к ним со стороны носителей этих принципов.

Ислам перечислил все эти добродетели и принципы и вдохновил носителей их сделать эти принципы частью своей жизни, один за другим.

Если бы мы собрали все высказывания Святого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) о значимости хороших моральных качеств характера человека, то получилась бы многотомная книга, которая послужила бы основанием игнорирования попыток великих реформаторов.

Перед тем, как перечислить эти добродетели и раскрыть их детали, полезно привести несколько примеров того, насколько убедительно и внушительно Ислам призывает людей принять хорошие моральные качества характера.

Усама бин Шереек рассказывает: «Мы сидели в присутствии Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) так тихо, как будто боялись спугнуть птиц, сидящих на наших головах. Никто не осмеливался открыть рта. Через несколько минут подошли несколько человек и кто-то спросил: «Среди рабов Бога кто самый дорогой Ему?» Пророк ответил: «Тот, у кого самый лучший нравственный характер» (Тибрани).

Еще один случай повествует: «Они спросили, что самое лучшее, что дано человеку?» Он ответил: «Самое лучшее — высокая нравственность» (ибн Хаббан).

Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «У какого Мусульманина истинная вера?» Он ответил: «У того, который обладает самым лучшим моральным качеством характера» (Тибрани).

Абдуллах бин Умар рассказывает: «Я слышал, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто среди вас самый любимый мной человек? И кто будет ближе всех ко мне в День Суда?» Он повторил этот вопрос дважды или трижды. Люди попросили его самого сказать о таком человеке. Он сказал: «Тот среди вас, который обладает самым высоким моральным качеством характера» (Ахмед).

В другом изречении (хадисе) он сказал: «В День Суда ничего не может быть более весомым в равновесии верующего, чем доброта характера. Аллах не любит бесстыдного и грубого собеседника, а носитель хорошего морального качества характера достигает положения наблюдателя за молитвой и постом, исходя из его характера» (Имам Ахмед).

Последний Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) призвал к исполнению различных форм поклонения и созданию такого правительства, которое было втянуто в долгосрочную войну с большим количеством своих врагов. Несмотря на распространение своей религии и огромный рост количества различных задач своих последователей, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) информирует их в том, что в День Суда ничего не может быть более весомым в их равновесии, чем высокий моральный характер; и что их существование или отсутствие видны ему, и что Ислам высоко ценит их.

Факт в том, что если религия — это название хорошего поведения людей друг с другом, тогда, с другой стороны, в ее духовном смысле она является названием самого лучшего взаимоотношения человека и его Бога; и в обоих этих аспектах существует одна и та же реальность.

Существует много религий, которые дадут радостную новость, что ты можешь обнимать любую веру, ваши грехи будут прощены и совершение определенных молитв любой религии будет прощать ваши ошибки.

Но Ислам не верит в это. Согласно религии Ислам, эти Деяния могут считаться ценными только в том случае, если основой веры является сознательный шаг к добродетели и когда предполагаемая молитва может стать истинным источником избавления от грехов и достижения действительного совершенства. Другими словами, это можно устранить только теми добродетелями, которые человек совершает сам и по своей волей и которые дают возможность человеку достичь очень больших и величественных стандартов.

Святой Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) особо отмечал эти ценные принципы таким образом, что его Умма могла ясно понять, что значимость нравственности не упадет в его глазах, а значимость просто форм нравственности и ее проявлений не увеличится.

Хазрат Анас сообщил: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раб Аллаха, благодаря своему хорошему поведению, достигает высокого положения и чести в будущей жизни, хотя он может и не быть очень сильным в вопросах поклонения, а из-за злобности его характера он попадает на самое дно Ада» (Тибрани).

Аиша, да будет доволен ею Аллах рассказывает: «Я слышала, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мусульманин, благодаря своему красивому поведению достигнет высокого положения, как и тот, кто соблюдает пост и выстаивает молитву в ночи» (Абу Дауд).

Сообщалось, что Ибн Умар также уточнил: «Я слышал, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Мусульманин, чье служение Аллаху не велико, благодаря своему красивому поведению и благопристойности, достигает положения того человека, который соблюдает пост и ночью повторяет строфы Аллаха во время молитвы» (Ахмед). Абу Хурайра цитирует высказывание Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Благородство Муъмина (верующего) заключается в его религиозности, его простота — в интеллигентности, а его праведность — в доброте его характера» (Хаким).

Абу Зарр рассказал: «Тот преуспел, кто очистил свое сердце для веры, удержал свое сердце в чистоте; язык его правдив, его душа удовлетворена, а его природа на правильном пути» (Ибн Хаббан).

По книге «Исламская нравстенность» М.Газали