Отличная примерность Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)

Ограничивание только лишь поучениями и командами типа «можно» и «нельзя» является недостаточным основанием для создания хороших моральных качеств в каком бы то ни было обществе, так как для формирования этих качеств с учетом самой природы человека важным фактором является также и примерность самого учителя, иначе общество становится просто моралистским. Обучение хорошему поведению требует длительного воспитания и постоянного наблюдения; тогда оно приносит плоды.

Воспитание также не может быть успешным, если пример не вселяет полного доверия; к примеру, человек, обладающий плохими моральными качествами, не может произвести хорошее впечатление на окружающих. Лучших результатов воспитания можно ожидать от такого человека, чья личность, силой своих моральных качеств, способна вызвать чувство восхищения у очевидцев. Они будут петь фимиамы его благородству и чувствовать непреодолимое желание следовать примеру его жизни. Мир будет непроизвольно чувствовать желание следовать по его стопам.

Для того, чтобы лелеять мечту и все больше и больше совершенствовать хорошие черты характера среди последователей, необходимо, чтобы лидер обладал более высоким и более благородным характером, чем его последователи.

Сам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) служил лучшим примером хороших моральных качеств характера, превзойти которые он призывал своих последователей. Перед тем, как советовать им принять нравственность жизни, раздавая советы и поучения, он сеял семена морали среди своих последователей путем действительного самого проведения такого образа жизни. Абдуллах Ибн Умар говорит: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) не был безнравственным, грубым. Он. бывало, говорил, что лучшие люди среди вас те, у которых самые высокие моральные качества характера» (Бухари).

Анас говорит: «Я служил у Святого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) десять лет. Ни разу за все это время он не сказал «Уф!» (выражая недовольство); ни разу он не спросил меня, почему я не сделал это или сделал то» (Муслим). И еще сообщалось им (Анасом): «Моя мать, бывало, брала Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) за руку и вела его туда, куда сама хотела. Если кто-либо приходил к нему и здоровался за руку с ним, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда не убирал руку раньше того, кто подал руку, и он никогда не отворачивался от собеседника раньше, чем отворачивался тот. И на встречах он никогда не вытягивал ног перед присутствующими, чтобы они хоть чуть-чуть были впереди коленей коленопреклонных рядом с ним» (Тирмизи).

Аиша говорит: «Если было два варианта выбора, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обычно избирал самый легкий, при условии, что в нем не содержится греха. Если та работа была греховной, тогда он обычно убегал далеко от нее. Ну а если повеления Аллаха не выполнялись, то только тогда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) гневался. Он никогда никому не мстил. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) никого не тронул и пальцем, ни жену, ни слугу. Да, он, бывало, участвовал в войнах за дело Аллаха» (Муслим).

Анас рассказывает: «Я как-то шел с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует). На нем был плащ. Какой-то бедуин потянул плащ с такой силой, что я мог видеть часть его раскрытого плеча. Я возмутился тем, что сделал этот бедуин. Но бедуин затем сказал: «О Мухаммад! Дай мне от имущества, которое дал тебе Аллах». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) | повернулся к нему и засмеялся, затем приказал выдать ему денежное пожертвование» (Бухари).

Аиша сообщил о том, что говорил Посланник Аллаха: (Да благословит его Аллах и приветствует) «Аллах нежен и любит нежность. Воздаяние, которое Он посылает за нежность, никогда не дается за жестокость и не дается такое воздаяния ни за что другое» (Муслим).

О другом случае высказывания: «Мягкость, в чем бы она не заключалась, делает эту вещь красивой. И если убрать эту мягкость, эта вещь станет уродливой».

Джарир рассказывает о том, что сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) :»Воздаяние, которое Аллах дарит за мягкосердечие, он не дает за безрассудство; и когда Аллах возлюбит кого-либо из своих рабов. Он вселяет в него мягкосердечие. Те семьи, которые лишены такого мягкосердечия, лишены все благ» (Тибрани).

Аишу спросили, что делает Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) дома. Она ответила: «Он выполняет всю работу по дому, что и его слуги, а когда приходит время молитвы, он совершает омовения и выходит на молитву» (Муслим). Абдуллах бин Харис сообщил, что Он не видел кого-нибудь улыбающегося больше, чем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) (Тирмизи).

Анас рассказывает: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обладал самыми лучшими чертами характера, присущими людям. У меня был приемный брат, его звали Абу Умаир; а у брата был больной воробей, которого звали «Нуайр». Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) бывало играл с ним и спрашивал брата: «О Абу Умайр! Как твой Нуайр?» (Бухари).

Из всех привычек и черт характера Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) одна была хорошо известна: он был чрезвычайно щедр. И никогда не был ни в чем скупым. Он был смелым и отважным. Никогда не избегал Истины. Он любил справедливость. По своему решению никогда не делал ничего противозаконного или несправедливого. Всю жизнь он был правдолюбив и исключительно доверчив.

По книге «Исламская нравственность» М.Газали