О любви и ответственности


В наше время очень многие родители жалуются на то, что их дети доставляют им немало проблем, проявляют непослушание и так далее. Проблема отцов и детей стоит на сегодняшний день очень остро.

«Ну, вроде бы все способы перепробовали…. Ничего не помогает!» восклицают в сердцах родители подростков, которые всем своим образом жизни демонстрируют наплевательское отношение к усилиям родителей хоть как-то придать характеру растущего поколения достойный облик. На самом деле причина появления такой проблемы в некоторых современных семьях кроется в том, что родители не отдают должное двум наиболее важнейшим составляющим воспитания: любви и ответственности.

Любовь к своим детям – это, наверное, самое светлое и бескорыстное чувство, которое испытывает человек в своей жизни. Ради этой любви люди готовы на подвиги, на самопожертвование, готовы отдать себя без остатка ради блага детей, трудиться, забывая себя для того, чтобы дети имели возможность получить достойное образование. 

Любовь к детям – это очень важная составляющая в воспитании детей. Прекраснейшим примером проявления любви к детям является наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Приведем несколько случаев из жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «(Однажды) пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал аль-Хасана бин Али (да будет доволен Аллах ими обоими) в то время, когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис, и аль-Акра‘ cказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на него и сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия (по отношению к другим)!”» (Бухари; Муслим).

По свидетельству Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): Бара (да будет доволен им Аллах.) рассказывает следующее: «Я увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который, посадив на плечи внука Хасана, говорил: «О Аллах! Я люблю его, и Ты полюби его!» (Бухари, Фадаилуль Ас-хаб, 22).

От ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Как-то Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) носил на плечах внука Хусейна. Некий человек, увидев это, сказал Хусейну: О, сынок, какое у тебя прекрасное средство передвижения! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ промолвил: Он тоже прекрасный всадник!» (Тирмизи)

Но необходимо не забыть и об ответственности, которую родители несут за своих детей. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Каждый из вас — пастырь, и каждый в ответе за свою паству» (Бухари).

Одной из ошибок современных родителей, возникающих вследствие недостаточно высокого уровня ответственности, в воспитании ребенка является потакание его капризам. Подобное происходит от того, что родители всецело отдаются любви к ребенку, забывая об ответственности. Так как в большинстве случаев потакание вызвано огромной любовью к ребенку и лишь в немногих случаях причиной этого является то, что родителям элементарно не хватает времени на воспитание детей.

И вот, ведомые этим светлым чувством родители, начинают исполнять все капризы своего любимого ребенка. И если чадо начинает проявлять малейшие признаки недовольство чем-то, например не вкусной, но полезной кашей или желание съесть что-нибудь вкусненькое, взять в руки опасный предмет, купить и т.д. что-нибудь, то родители, с исполнительностью верного слуги, готовы броситься выполнять желание маленького человека. В итоге это приводит к осознанию ребенком своей «избранности» и «всевластия».

И если воспитание будет продолжаться в таком же или подобном этому духе, то родители вырастят деспота, который считает, что все обязаны учитывать его интересы, уступать ему, а он не обязан никому ничем. И в итоге плоды этого светлого благородного чувства превращаются в нечто разрушающее жизнь и личность ребенка, который впоследствии станет чьим-то мужем/женой, отцом/матерью, чьим-то работником или работодателем, может быть политиком, полноправным членом общества, который понесет на себе бремя ответственности за родные края.

Другая проблема – нехватка времени на воспитание. Здесь родители участвуют в формировании личности и характера ребенка только периодически, а в остальное время он предоставлен самому себе, детскому саду, школе, высшему учебному заведению.

Такое воспитание специалисты называют эпизодическим «когда, независимо от замыслов, на ребёнка просто не хватает времени и сил и родители пускают его развитие на самотёк, реагируя лишь на наиболее явные проблемы и мечтая о том, чтобы он поскорее вырос» (Екатерина Патяева). Родители в подобных случаях, очень заняты своими делами, которые, судя по всему, для них важнее, чем внимание уделенное ребенку. Такие родители, как правило, все свое свободное время занимаются карьерой и заработком куска хлеба. Приходя домой у них, возникает естественное желание отдохнуть, отвлечься от тяжелого труда. И вот между ними встает выбор : либо уделить внимание ребенку, на формирование его личности и корректирование некоторых отклонений в психологическом развитии ребенка, поинтересоваться, как идут дела в школе, какая успеваемость и так далее… либо предаться увеселениям, и всякого рода способам отвлечения от работы ,таким как: просмотр футбола (если речь идет об отце), «зависание» в социальных сетях (здесь, к сожалению, речь идет об обоих представителях родительского союза) и тому подобное.

Некоторые родители неосознанно делают выбор в пользу телевизора, а не ребенка. Вследствие чего ребенок практически обделен вниманием родителей. Родители стараются «заткнуть» плачущего или капризничающего ребенка, по принципу «чем бы дитятко ни тешилось, лишь бы не плакало». Мать, занятая просмотром любимого бразильского телесериала или разговорами с подружкой, с которой они «сто лет не виделись» отдает предпочтение своим слабостям и готова исполнить любой каприз ребенка, лишь бы тот ее не отвлекал от «дел». А ребенок глядит на сложившуюся ситуацию и «на ус наматывает», ведь все мы знаем, что первые года своей жизни ребенок, как губка впитывает всю информацию, поступающую в его маленький, стремительно развивающийся мозг. Ребенок определяет для себя такой выход из ситуации «если хочешь получить желаемое – отвлекай родителей плачем, визгами, и т.д. от вещей, которые они считают важными. И тогда положительный результат обеспечен».

А так же у маленького человека развивается комплекс ненужности. И это самое малое из бед, которое может принести подобное отношение к своему чаду. Шефство над детьми, чьи родители воспитывают их лишь эпизодически, берет улица, школа, институт и если ребенок попадет под влияние не тех людей, то проблем у таких родителей появляется столько, сколько ребенок не доставлял им в течение всей своей жизни.

Современным родителям нельзя забывать эти две наиважнейшие составляющие воспитания детей. И необходимо так же научиться гармонично сочетать их. Ведь одним из самых ценных из того, что оставляет за собой человек является праведное потомство. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный сын, который обращается к Аллаху с мольбами за него

        По материалам islamdag.ru