Где скромный твой наряд, горянка?

«Скромность по отношению к душе есть то же самое, что стыдливость по отношению к телу» Фрэнсис Бэкон.

Внешний вид мусульманки, прикрывающий свое тело в соответствии с нормами религии — символ красоты и изящества, а также залог безопасности нравственности личности и общества в целом. Стремление «укрыться» от взглядов посторонних мужчин, защищая их от греховных мыслей, а себя от оскорбительного для мусульманок отношения (страстных взглядов, сигналов машин, «сопроводительных» реплик и т.д.) исходит из таких благородных качеств как стыд и застенчивость, которые высоко ценятся в Исламе.

Длинное платье, высокий ворот, рукав до кистей рук и платок на голове… Что осталось в одежде современных ингушек от национального платья, которое совсем недавно носили старшие поколения? В то время, когда одни ингушские девушки прикрывают свой аурат, выступая примером скромности и целомудрия, другие все больше отдают предпочтение откровенным нарядам – коротким рукавам, глубоким вырезам, юбкам выше колен, прозрачным материалам, отсутствию головных уборов.

Почему же так изменился образ некоторых ингушек? Взгляды, ориентиры, ценности? Естественно, сильное влияние оказывает пропаганда так называемой европейской моды и образа жизни, которые старательно навязываются нам СМИ. Имея скудные знания о своей религии, но каждый день сталкивающиеся с яркими образами раскрепощенных знаменитостей, ингушки обманываются фальшивыми идеалами. Ясно выражена эта мысль в строках неизвестного автора, считающего, что «западная культура делает женщину подконтрольной. Она диктует ей, как нужно одеваться, как себя вести, к чему стремиться, как строить свою жизнь… дабы быть предметом восхищения общества! Женщина становится рабыней общественного сознания… она постоянно ищет путь к довольству общества и при этом считает себя свободной… Запад приготовил для женщины клетку, к которой она устремилась, считая это свободой! Только сильная женщина сможет идти наперекор обществу и его упадочному взгляду, считая свое мнение более значимым, нежели общественное…. И женщина это не только показатель общества, но и его воспитанник. Именно женщина воспитывает поколение! Поэтому западу не нужна сильная женщина. Ему нужна слабая женщина, с которой он будет делать все, что ему угодно…». Современных девушек прельщает образ уверенной, сильной и независимой женщины. Только вот — уверенной в чем? Сильной ради кого? Независимой от чего? Вопросы, которые нам стоило бы чаще себе задавать.

Еще одна причина несоответствия внешнего вида некоторых ингушек требованиям Ислама – слабое вероубеждение. По сути, она вытекает из первой: девушкам предлагается широкий выбор модной, откровенной одежды, а она в силу отсутствия крепкого имана поддается «уговорам», сантиметр за сантиметром оголяя свое тело. В Священном Коране сказано: «Ведь человек создан слабым». Ведь Иблис поклялся, что будет сбивать людей с пути истины, обольщать их и вводить в грех. Но нам стоит только обратиться к Корану, и мы увидим, что предписание относительно одеяния женщин является ясным и доступным для понимания.

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура «Сонмы», аят 59). «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свое целомудрие (свои половые органы). Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны. И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин. И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». (Сура «Свет», аят 31).

Более того, Ислам предупреждает нас о последствиях за пренебрежения в отношении предписаний Всевышнего. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Две группы людей будут в огне: … и также женщины, которые одевают одежду, но в тоже время они раздеты (потому что их одежда прозрачная, либо обтягивающая и выявляющая формы женского тела, либо не покрывает тело, кроме лица и кистей рук – имам Навави), виляют своими боками и плечами, как распутницы и показывают это другим. Их головы, как повисшие верблюжьи горбы (т.е. они будут делать такие причёски или надевать на голову такое, что будет походить на повисшие верблюжьи горбы)» (Муслим). В то же время, психологи утверждают, что даже намек на обнаженность – это явный признак желания женщины привлечь интерес к своему телу, что изначально представляет ее не личностью достойной уважения, а вызывает к ней потребительское отношение. Выбирая такой стиль одежды и свободную форму общения с противоположным полом, некоторые ингушки сами лишают себя высокодуховного отношения к себе. Скромное же поведение и прикрытый аурат, напротив, вызывает к ним уважение и доброе отношение со стороны молодых людей. «Следует отметить, что общества, отдающие дань уважения целомудрию и скромному женскому одеянию, помимо того, что способствовали духовному и материальному развитию населения, были также очень внимательны к понятию «любовь». Чистая любовь, возникающая между мужчиной и женщиной, способствовала скромности женщины», — поясняет сейид Мухаммад Джавад в своей статье «Обязательный хиджаб». Известный французский философ Монтескьё в своей книге «Дух законов» также пишет: «Законы природы требуют от женщин большей сдержанности, так как мужчина создан более напористым. Поэтому при помощи подходящего покрова можно создать баланс между женщиной и мужчиной. Основываясь на данный принцип, все народы мира считают, что женщин украшает застенчивость и скромность».

Но пропаганда разврата и слабость веры самих девушек не единственная причина отказа от обязательной для мусульманки формы одежды. У нашего народа всегда была одна черта, служившая сдерживающим фактором для общества в целом — заслуги и недостатки одного человека относились на счет всей семьи. Но глядя на нескромно одетых женщин и критикующих их мужчин, создается впечатление, что ни семьи, ни тейпа у этих ингушек нет. Обрушиваясь на них с критикой, мы забываем, что у каждой девушки есть отец, брат, муж и т.д., которые несут за нее ответственность, возложенную на них Всевышним. Разве не из дома отца выходит дочь каждый день на улицу? Ни брат отвозит сестру на учебу, а муж встречает с работы жену? Кто глава в семье и должен следить за женщинами? В первую очередь, надо понять, сколь высока ответственность мужчин за своих женщин в Исламе. В хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ясно об этом говориться: «Каждый из вас — пастырь, и каждый отвечает за свою паству, мужчина — глава в семье, и с него спросят в Судный День». (Бухари и Муслим) Исходя из этого, на него возлагается ответственность за установление нравственных ценностей в семье и контроль за их соблюдением.

Но начинать воспитание нужно не тогда, когда дочь уже достигла подросткового возраста, а с детства. Обучать ее основам религии, объясняя мудрость их соблюдения. Несмотря на то, что мы чаще привыкли говорить о значении матери в воспитании дочерей, прямую обязанность в этом вопросе Ислам возлагает также и на отца. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дети имеют право, чтобы их отцы давали им красивые имена и воспитали людьми высокой внутренней культуры и нравственности». (Суюти «аль-Джамиус-сагир», 2, 538, 2489) Отец должен знать, что ребенок, дочь, это его продолжение в будущем и припас для Судного дня. Поэтому в священном аяте говорится: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня».

Если же молодой человек решает взять в жены девушку несведущую в вопросах религии, то уже ему предстоит разъяснить супруге важность соблюдения предписаний Всевышнего. Следить за ее нравственностью и внешним видом, так как Аллах повелел ему это в Коране. Смысл аята можно передать следующим образом: «Вели твоему семейству совершать молитву и имей терпение, совершая ее» (20;132. Тафсир аль-Джалалайн). Хафиз Ибн Касир в толковании аята «Мужчины являются попечителями женщин, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими, и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества» (Сура «Женщины», аят 34) также поясняет: «Попечительство мужчины проявляется в том, что он является господином и повелителем женщины и воспитывает ее тогда, когда ее характер начинает искривляться» (См. «Тафсируль-Кураниль-’Азым» 1/741). Эти аяты еще раз подчеркивают основополагающую роль мужчин в поддержании нравственности общества.

Однако поверхностно полагать, что послушание женщины зависит от одного только слова мужчины. Искреннее послушание определяется уважением к человеку. Имам Газали сказал: «Женщины теряют стыд, когда мужчины не соблюдают то, что возложено на них». Женщина – это тень мужчины. Если палка прямая, то и тень ее будет прямой. И когда мужчины начнут вести себя достойно в обществе, то и женщины последуют их примеру. Интересно, что такую же ответственность накладывает на мужчин и наша культура. «Лошадь сдерживают уздечкой, а жену – уважением к себе» гласит ингушская пословица. Собственный пример – самый лучший, поэтому мужчинам следует в первую очередь самим соблюдать требования Ислама, не поощрять нескромно одетых женщин вниманием, вызывая ревность жен. Аллах Всевышний сказал: «Скажи верующим мужчинам (чтобы) они потупляли взоры…» (Сура «Свет», аят 30). «Будьте целомудренны в отношении чужих женщин, и ваши женщины будут целомудренны» (Джамиу сагир №5443, Мустадрак №7341) предупреждал верующих мужчин Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

По женщине можно судить о состоянии народа – его нравственном упадке или высоком культурном развитии. Поэтому она заслуживает особого отношения и защиты. Именно такое отношение и защиту предоставляет женщинам мусульманская форма одежды. Дорогие наши отцы и матери, братья и сестры, мужья и жены, сыновья и дочери! Призываем вас не пренебрегать законами Всевышнего Аллаха, выражая неблагодарность, но строго соблюдать Его мудрые заветы, чтобы быть готовыми нести ответственность за себя и свои семья в Судный День.