Хадж — пятый столп ислама (продолжение). Этика начала пути

Если мусульманин вознамерился исполнить обязанность хаджа и решимость не покидает его, то он должен:

— совершить намаз-истихарат. В хадисе переданном от Джабира, да будет доволен им Аллах говорится: «Пророк, мир ему и благословение, учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому как учил нас суре из Корана, говоря: «Если кто–то из вас захочет сделать что–то, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет:

«АллохIумма инни астахирука биIилмика, ва астакъдирука бикъудратика ва асъалука мин фадзликаль Iазим. Фаиннака такъдиру вала акъдиру ва таIламу ва ла аIламу ва анта Iалламуль гIуюб. АллохIумма ин кунта таIламу анна хIазаль амра (и произносится то, что намеревается сделать) хайрун ли фи дини ва маIаши ва Iакъибати амри (или же он сказал:IаджилиамривааджилихIи) факъдурхIу ли ва яссирхIу ли сумма барик ли фихIи. Ва ин кунта таIламу анна хIазаль амра шаррун ли фи дини ва маIаши ва Iакъибати амри (или же он сказал: Iаджили амри ва аджилихIи) фасрифхIу Iанни ва срифни IанхIу вакъдурлиль хайра хьайсу кана сумма радзини бихIи» (аль–Бухари);

 

— раскаяться во всех своих грехах с намерением никогда не возвращаться к ним, помириться с теми, с кем он находиться в ссоре,возвратить владельцам все то, что было несправедливо присвоено им. — изучить вопросы, связанные с путешествием и совершением обрядов хаджа;

— записать, что должен он и что должны ему, оставить завещание и все это оформить соответствующим образом;

— не выходить в дорогу одному.необходимо постараться найти себе в спутники группу благонравных, богобоязненных, имеющих знания людей. А также выбрать одного из них старшим. — Взять с собой как можно больше продовольствия, чтобы делиться с другими;

— не торговаться при покупке чего-либо для хаджа;

— чтобы целью поездки был только хадж, даже если торговля и разрешена;

— начать поездку рано утром, желательно в четверг или понедельник;

— с начала поездки и до тех пор, пока совершающий хадж не вернется на родину, он должен воздерживаться от многословия, вмешательства в то, что его не касается, и чрезмерной шутливости, сторониться споров и препирательств;

— все время находиться в состоянии омовения.

Непосредственно перед выходом из дома желательно совершить суннат-намаз в два ракаата, читая в первом ракаате после суры фатихьа суру кафирун, а во втором ракаате-суру ихлас. После завершения намаза нужно прочитать аятул курси, лиилафикъурайш, а затем сделать дуа, прося Аллаха помощи и облегчения пути.

Молитва путника принимаема Всевышним, поэтому нужно как можно чаще молится за себя, родителей и всех мусульман.

Все то время, что он находится в пути, ему разрешается сокращать и объединять намазы.

Сокращение и объединение намазов

Сокращать можно только четырехракаатные молитвы (обеденная-делкъаламаз, послеобеденная-малхбузаламаз, ночная-пхьераламаз). Эти намазы сокращаются до двух ракаатов. Что касается утреней (Iуйра ламаз) и вечерней (маьркIижа ламаз) молитв, то они остаются как есть, т.е. утренняя – двухракаатная, вечерняя – трехракаатная.

Объединять же можно только обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным.

Объединять молитвы можно перенося намаз вперед или откладывая его назад. Условия, необходимые для сокращения:

1. Путь должен быть длиной не менее 81-го км (80 км 640 м).

2. Цель путешествия не должна быть греховной, например, украсть, что–либо или заняться разбоем.

3. Путник должен выйти из населенного пункта, в котором он проживает или с места своего проживания, если он живет вне населенного пункта. Для этого он должен пересечь последние жилые строения на окраине этого пункта, и с этого момента может начать сокращение, если в его пути соблюдаются вышесказанные условия.

4. Путешествие должно быть целевым. Путник должен иметь четкое представление того, куда он направляется и знать, что его путь равен или превышает расстояние, о котором говорится в первом условии.

5. Если путник сокращает молитву, то он не должен участвовать в коллективной молитве за имамом, совершающим полную молитву. Однако, если он решил в ней участвовать, то должен совершить полную молитву не сокращая, как имам.

6. В начале намаза необходимо иметь намерение сократить намаз.

Условия, необходимые для объединения намазов

Если объединяемый намаз переносится вперед (например: если послеобеденный намаз (малхбузаламаз) переносится к обеденному (делкъаламаза), или если ночной намаз (пхьераламаз) переносится к вечернему (маьркIижаламаз)), то необходимо наличие трех условий: — Обязательная последовательность между намазами (т.е совершение обеденного намаза раньше послеобеденного, а также совершение вечернего намаза раньше ночного);

— оговаривание в первой молитве, что он собирается объединить ее с последующей;

— совершение второй объединяемой молитвы сразу же после окончания первой молитвы. По завершении первого намаза читают «къоамат» и сразу совершают второй намаз. Если же объединяемая молитва откладывается назад (например: обеденный намаз (делкъаламаза) откладывается до послеобеденного (малхбузаламаз), или вечерний намаз (маьркIижаламаз) откладывается до ночного (пхьераламаз)), то необходимо наличие лишь одного условия:

До истечения времени первого намаза необходимо иметь намерение отложить его совершение, чтобы совершить его, объединив со вторым намазом. Однако желательно соблюдать последовательность между намазами.

Начало сокращения и объединения намаза

Сокращать намаз можно, после того как человек покинул пределы своего населенного пункта, с намерением совершить путешествие на растояние не менее 81 км.

Срок сокращения и объединения намаза

Все время пока путник находится в пути (без срока продолжительности) он имеет право сокращать молитву.

Когда прекращается облегчение?

1. Если путник решил на время остановиться, прерывая свой путь, то ему запрещается сокращать намазы, если он остановился на 4 и более суток, не считая дней прибытия и отбытия. Однако, если он находится в ожидании завершения своих дел, которые каждый день откладываются на завтра, то ему разрешается сокращать в течение 18 дней.

2. Когда путник возвращается на место постоянного проживания и пересекает то место, откуда он начал свой путь. С этого момента он считается прервавшим свой путь и обязан совершать полную молитву.

Как возместить молитву, пропущенную в пути?

Молитву, пропущенную в пути, восполняют в сокращенном виде, если она восполняется в пути, или в полном виде, в 4 ракаата если восполняется дома.

Молитву, же пропущенную дома, возмещают в полном виде, в 4 ракаата, независимо от того, возмещается она в пути или дома.

Уточнения по поводу сокращения и объединения

Намерения, которые необходимо иметь для сокращения и объединения намазов:

Обеденный намаз

Ният:«Аз ният дир параз делкъа ламаз лоацдаь малхбуза ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

Послеобеденный намаз 

نَوَيْتُ اَنْ اُصَلِّى فَرْضَ صَلاَةِ الْعَصْرِ قَصْرًا وَجَمْعًا مَعَ الظُّهْرِ لِلَّهِ اَللهُ اَكْبَرُ

Ният:«Аз ният дир параз малхбуза ламаз лоацдаь делкъа ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

Вечерний намаз

نَوَيْتُ اَنْ اُصَلِّى فَرْضَ صَلاَةِ الْمَغْرِبِ جَمْعًا مَعَ الْعِشَاءِِ لِلَّهِ اَللهُ اَكْبَرُ

Ният: «Аз ният дир параз маьркIижа ламаз пхьера ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

Ночной намаз 

نَوَيْتُ اَنْ اُصَلِّى فَرْضَ صَلاَةِ الْعِشَاءِِ قَصْرًا وَجَمْعًا مَعَ الْمَغْرِبِ لِلَّهِ اَللهُ اَكْبَرُ

Ният:«Аз ният дир параз пхьера ламаз лоацдаь маьркIижа ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».