Прибытие в Мекку

После вступления в состояние ихрама в Зуль-хулайфа паломники направляются в Мекку.

1. При вступлении на землю харама желательно прочитать следующее дуа: «АллоахIумма хIаза хьарамука ва амнука фахьарримни Iалан-нари ва аминни мин Iазабика явма табIасу Iибадака важIални мин авлияика ва ахIли тIоаIатика».

2. По прибытии в Мекку поломнику желательно совершить полное омовение и направиться в Масжидуль-хьарам для совершения т1авафул-къудум (обход Каабы в честь прибытия в Мекку).

3. В мечеть желательно входить через ворота Бабу – салам и при виде Каабы прочитать следующее дуа: «АллоахIумма зид хIазал байта ташрифан ва таIзиман ва такриман ва махIабатан, ва зид манн шаррафахIу ва IаззамахIу мимман хьажжахIу авиIтамарахIу ташрифан ва таIзиман ва такриман ва бирран. АллоахIумма антас-саламу ва минкас-саламу фахьаййина бис-салами».

4. Затем нужно совершить тIафав-къудум.

ТIаваф это семикратный обход вокруг Каабы.ТIаваф имеет четыре типа: къудум, ифаза, вадаI и обычный.

ТIавафул -къудум – это тIаваф, совершаемый по прибытии в Мекку. Совершение тIавафул-къудума является важной сунной. Но если его не совершить хадж не нарушается.

ТIавафул-ифаза – обязательный тIаваф, являющийся одним из элементом хаджа. Без совершения этого тIавафа не засчитывается ни хадж, ни умра.

ТIавафул-вадаI – это прощальный тIаваф. Его совершают перед возвращением на родину, прощаясь с Каабой. Этот тIаваф также является обязательным и его неисполнение наказывается штрафом.

Обычный тIаваф – это тIаваф, совершаемый в любое время.

Как совершается тIаваф? Любой из перечисленных тIавафов совершается следующим способом:

1. Перед началом тIавафа мужчины подходят к Каабе, проводят рукой по черному камню, целуют его и прикладывают к нему лоб.

Это желательно только тогда когда к камню есть свободный доступ. Пробираться же к камню расталкивая мусульман не только не желательно, но и греховно. Если из-за большого стечения народа нет возможности прикоснуться к Черному Камню, то паломнику достаточно указывает на него рукой со словами: “Аллаху акбар!!” (“Аллах Велик!”), — и поцеловать руку.

Манбуз ибн Абу Сулейман передаёт, что как-то его мать была вместе с Аишой , когда один из ее подопечных прибыл к ней и сказал: “O, мать правоверных! Я обошёл вокруг Каабы семь раз и коснулся Йеменского угла дважды или трижды!” Аиша ответила: “Аллах может лишить тебя воздаяния за то, что ты толкался с людьми. Было бы лучше, если бы ты сказал: «Аллаху Акбар» и продолжил идти”. [Муснад аш-ШафиIи (495) и Сунан аль-Байхаки (5/81)]

2. Затем нужно повернуться к каабе левым боком. При этом желательно читать: «БисмиллахIи валлохIу акбар. АллохIумма иманан бика, ва тасдикъан бикитабика, ва вафаан биIахIдика, ваттибаIан лисуннати набиййика Мухьаммадин, IалайхIис-солату вас-салам».

Затем же, каждый раз, доходя до Черного камня, достаточно не поворачиваясь к нему грудью, направить ладонь правой руки к нему и сказать: «Ла илах1а иллаллох1у валлох1у акбар».

3. Повернувшись к Каабе левым боком, паломник начинает движение против часовой стрелки, читая следующие молитвы.

4. Проходя мимо дверей Каабы: «АллохIумма иннал байта байтука, валь хьарама хьарамука, валь амна амнука, ва хIаза макъомул Iаизи бика минан-нари».

5. Пройдя мимо второго угла Каабы, называемого Рукн аль-Ираки: «АллохIумма инни аIузу бика минаш-шакки, ваш-ширки, ваннифакъи, ваш-шикъакъи, ва суил ахлакъи, ва суил манзари фил ахIли, вал мали, вал валади».

6. Пройдя под желобом Каабы: «АллохIумма азиллани фи зиллика явма ла зилла илла зиллука, васкъини бикаъси наибиййика Мухьаммадин соллаллохIу IалайхIи васаллам, шарабан хIаниан ла азмау баIдахIу Я зал жалали вал икром».

7. Пройдя третий угол, называемый Рукнаш-Шами: «АллохIуммажIалхIу хьажжан мабруран ва занбан магIфуран ва саIъян машкуран ва Iамалан макъбулан ва тижаратан лан табуро я Iазизу я гIаффару».

8. Между третьим и четвертым углами, называемыми Рукн аль-Ямани: «АллохIумма атина фиддунья хьасанатан ва фил ахирати хьасанатан ва къина Iазабан-нари».

Необходимые условия для совершения т1авафа:

— нахождение в состоянии ритуальной чистоты;

— чистота тела и одежды от нажасы;

— укрытие аврата. Авратом считаются те части тела, которые должны быть укрыты во время совершения намаза. Для мужчин авратом является часть тела от пупка до колен, а для женщин – все тело, кроме лица и кистей рук;

— начало т1авафа от черного камня Круг, начатый не от Черного камня, не засчитывается.

— совершение семи полных кругов против часовой стрелки;

— в течение всего т1авафа Кааба должна находиться слева от паломника.

Внимание! До завершения т1авафа к Каабе должно быть повернуто только левое плечо. Нельзя поворачиваться к Каабе грудью или спиной. Если во время т1авафа паломник окажется лицом или спиной к Каабе или Кааба окажется справа от него и в таком состоянии он сделает хотя бы один шаг, он должен вернуться на шаг назади продолжить т1аваф с этого места. Если же он не сможет вернуться на этот шаг назад, этот круг не засчитывается, и он обязан совершить дополнительно один полный круг.

— совершение т1авафа внутри масжидуль-хьарама;

— совершение т1авафа вне стен Каабы.

Желательные действия во время т1авафа:

— Чтение всех перечисленных молитв является желательным. Также можно читать и другие молитвы.

— Если после т1авафа паломник намерен совершить са1и, то мужчинам желательно:

а) одеть верхнюю часть ихрама таким образом, чтобы правое плечо осталось открытым, а оба конца оказались на левом плече. В остальное время хаджа правое плечо желательно прикрывать;

б) совершить первые три круга быстрыми и мелкими шажками, а оставшиеся четыре круга пройти обычным шагом.

Совершение намаза после т1авафа

После завершения т1авафа желательно совершить двухракаатный намаз в честь исполнения т1авафа встав таким образом, чтобы между ним и каабой оказался Макъом-Иброх1им. Намерение для этого намаза: «Аз ниятдир тIаваф дира ши ракаат суннат ламаз де Лакхахиннаволча Далла. Аллох1у акбар». В первом ракаатепосле суры “аль-Фатиха”, желательнопрочитать суру (“Кафирун”). Во втором ракаате, вслед за сурой “аль-Фатиха” -суру “Ихлас”: “Куль х1уваллох1у ахьад”.

Испитие воды Зам-зам

После завершения намаза паломник направляется к источнику зам-зам. Воду желательно пить стоя. Также желательно пить ее много и читать следующую молитву: «АллохIумма инниасъалука Iилман нафиIан варизкъан васиIан ва шифаан мин кулли даин».

После завершения т1авафа, паломник отправляется через врата Сафа для совершения са1и.