Хадж и умра. Арканы и ваджибы хаджа

Все вышеприведенные действия хаджа делятся на три группы:
Арканы – основные действия хаджа. Если пропустить хоть один рукн (ед.ч от слова аркан), хадж не засчитывается. Таких действий пять:
— Намерение
— Стояние на Арафате
— Т1аваф
— Са1и
— Стрижка волос

Важибы – обязательные действия хаджа. Если пропущен какой-либо важиб, хадж засчитывается, но на паломника возлагается штраф: Зарезать одну овцу и раздать мясо беднякам Харама.
Если нет возможности зарезать (слишком высокая цена или деньги нужны на еду и обратную дорогу), то нужно поститься десять дней: три — в Мекке, семь — на родине. Таких действий тоже пять:
— Принятие намерения до перехода миката
— Проведение ночи в Муздалифе
— Проведение трех ночей вМина (за не проведение в Мина одной ночи, штраф – один муд пшеницы, за две ночи – два мудда, за три – полный штраф – жертвоприношение овцой)
— Бросание камней вМина (за не бросание одного камешка, штраф – один муд пшеницы, за два камешка – два мудда, за три и более – полный штраф)
— Прощальный т1аваф
Суннаты – желательные действия хаджа. Это все действия, которые не вошли в арканы и важибы.
Савершение умры
После завершения хаджа, паломник переходит к совершению умры. Совершение умры является такой же обязанностью, как и совершение хаджа. Но умру в отличие от хаджа можно совершать круглый год.
Как совершается умра?
Для совершения умры необходимо выехать за пределы Харама, хоть на один шаг. В наше время большинство вступающих в умру едут в мечеть Аиши. Еще это место называется ТанIим.
В мечети Аиши паломник вступает в умру (порядок вступления в умру такой же как и вступление в хадж,за исключением того, что во всех ниятах вместо «хьажол» нужно говорить «Iумрат». Все эти действия мы описали в главе «Вступление в обряды хаджа»).
Затем он направляется в Масжидульхьарам и совершает там тIаваф и саIи (описание тIавафа и са1и также даны в соотвествующих главах).
После завершения саIи он удаляет часть волос и на этом умра завершается. Прощальный обход (“тавафуль вадаI”.
Решив вернуться на родину, совершающий хадж должен выполнить прощальный обход в качестве последнего свидания с Заповедным Домом.
До совершения тIаваф-вадаъ нужно завершить все дела в Мекке. Если же после завершения тIавафул-вадаъ, двухракатного намаза и испития воды зам-зам паломник отвлечется на другие дела, не относящиеся к путешествию, то тIаваф нужно совершить заново. Например, если после после прощального тIавафа ходить по магазинам, навещать друзей и т.д Однако если он задержался по делам связанным с поездкой (подготовкой машины, покупка продуктов на дорогу), то тIаваф совершать заново не надо.
Женщина, у которой продолжается менструация или послеродовое крововыделение, прощальный обход не совершает, поскольку ей вообще запрещается выполнять обход Дома в этом состоянии.