Возвеличенные Всевышним

Женщина в Священном Коране

Ислам отводит женщине очень высокое положение и предоставляет ей все возможности, чтобы прожить чистую, благочестивую, содержательную жизнь, наполненную глубокими чувствами, стремлением к познанию Аллаха и Его довольству. Женщины требуют чуткого, сострадательного обращения, уважения и понимания. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал относиться к ним бережно и не огорчать их, учитывая чувствительность и тонкость их натуры. В одном из хадисов говорится: «И всегда обходитесь с женщинами хорошо, ведь поистине были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (Бухари).

Сура, посвящённая женщинам

Всевышний настолько возвеличил женщину, что посвятил ей в Священном Коране целую суру «ан-Ниса» («Женщины»), ниспосланную в Медине и состоящую из 176 аятов. После сур «Бакара» и «Имран» она является самой большой сурой Корана по числу слов и букв. Ниспослание её началось вскоре после ожесточённого противостояния при Ухуде, где много мусульман было убито язычниками из-за неповиновения Пророку и несоблюдения дисциплины; противостояние продолжалось несколько месяцев. Это было время, когда особое значение приобрела необходимость заботы о сиротах, вдовах и пленниках. Структура этой суры уникальна.

В ней человек призывается к справедливости, милости. В суре рассказывается о больных, слабых, сиротах, о женщинах и о том, что человек должен быть справедлив к ним. Если человек научился быть справедливым к своей семье, к слабым, значит, он будет справедливым и по отношению к обществу. В этой же суре сказано о некоторых правах женщин, которых они были лишены во времена язычества; впервые в истории поставлен вопрос об ограничении полигамии. Ислам сократил число жён, которых одновременно разрешалось иметь мужчине, до четырёх, поставив при этом определённые условия. В доисламский период число жён не было ограничено.

«Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше, и вы должны быть уверены, что будете справедливы ко всем. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной…» (сура «ан-Ниса», аят 3). Темы, которые затрагиваются в суре, касаются семьи, отношений с мусульманами, непосредственно женщин, их наследования, места в обществе. Одной из основных является тема бракосочетания и махра.

Махр – это брачный дар. Когда мужчина берёт себе жену и выплачивает ей махр (дар), он берёт на себя ответственность заботиться о семье, обеспечивать её и содержать. В этом и заключается мудрость выплаты махра невесте.

«Отдавайте женщинам их махр. Вы не имеете права на него. И если они по доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать махр как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи» (сура «ан-Ниса», аят 4).

Вопросы прав супругов

Также в суре затрагивается вопрос о правах и обязанностях жены перед мужем и мужа перед женой, а если она не одна, то перед всеми жёнами. В суре рассматривается вопрос кормления грудью, о том, что желательным является кормить ребёнка два года. До пророчества Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины не получали наследства, всё забирал мужчина. Доходило до того, что если умирал супруг, то его жену мог унаследовать брат покойного. Естественно, что ниспосланная Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) сура «ан-Ниса» запрещает это.

Женщина имеет определённую долю в наследстве. В суре «ан-Ниса» рассматриваются и некоторые основные принципы, которыми должны руководствоваться мусульмане. Всевышний призывает нас к достойному поведению, равноправию, даёт указание, как относиться к сиротам, женитьбе, опеке и доверию, даёт наказы относительно наследства и перехода имущества, определяет условия, которые делают брак запретным, затрагивает и другие важные вопросы. Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) не за один раз, а на протяжении 23 лет – частями, отдельными аятами, при определённых обстоятельствах. Это касается и суры «ан-Ниса»: отдельные её аяты были ниспосланы в разное время и по конкретному поводу.

Например, однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла женщина, у которой умер отец. Она спросила его: «О Посланник Аллаха, разве не будет у меня права на наследство?» И тогда был ниспослан аят, смысл которого заключается в следующем: «И мужчинам есть доля из того, что оставили им их родители или родственники, и женщины также имеют долю» (сура «ан-Ниса», аят 7). Этот аят даёт понять, что и мужчины и женщины равны в этом вопросе, единственная разница состоит в том, что женщине выделяется доля несколько меньше, чем мужчине. И связано это с тем, что женщинам не приходится заботиться о достатке в доме, материальном доходе и т. д., эти обязанности берёт на себя мужчина, поэтому и доля в наследстве у него больше.

История ещё одного аята

Передаётся от Айши, что как-то к ней пришла женщина и рассказала о том, что её муж не выполняет перед ней свои обязанности, не содержит её материально и относился к ней не очень хорошо. Но она не хотела с ним разводиться, потому что у них были дети. Она была согласна с тем, что он не будет её содержать, лишь бы относился хорошо. С этим вопросом Айша обратилась к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и тогда был ниспослан аят (смысл): «Если женщина боится, что муж отвернётся от неё, то нет греха, если они сделают между собой сульх. Но у каждого в душе есть алчность». Сульх – это договор, при котором каждая из сторон не претендует на какие-то права. Человеку сложно отказаться от своих прав. Но этот аят не призывает к тому, чтобы мужья не содержали семью, а жёны относились к этому нормально. Это есть решение лишь в отдельной ситуации, это может послужить выходом только в крайнем случае.

Пять незаменимых аятов Корана

Интересно высказывание имама Суюти касательно суры «ан-Ниса». Он говорит: «Всевышний в этой суре призывает хранить пять вещей: веру, жизнь, честь, разум и имущество». Говоря о достоинстве суры, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что в ней есть пять аятов, которые он не променял бы ни на что в этом мире, а именно: «Поистине Всевышний не делает притеснения даже на мискалю зарра (то есть самое малое, что вообще может быть)»; «А если вы будете остерегаться больших грехов, то мелкие грехи Я вам прощу»; «Поистине Всевышний не прощает многобожие, а те грехи, которые меньше этого, Аллах прощает»; «Если мусульмане, когда совершат грехи и придут к тебе, Посланник Аллаха, и, находясь рядом с тобой, попросят прощения у Аллаха и ты попросишь, о Пророк, то они найдут Всевышнего принимающим покаяние и Милостивым»; «А тот человек, который совершил зло (грех), затем попросил у Аллаха прощения, найдёт Его Прощающим, Милостивым». На самом деле, что может быть ценнее этих аятов?

В Коране есть также сура, названная в честь матери пророка Исы – «Марьям». В таких сурах, как «ан-Нур», «аль-Ахзаб», «аль-Мумтахана», «ат-Тахрим» и «ат-Талак», рассматриваются многие вопросы, касающиеся женщин.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно рекомендовал мужчинам научить своих женщин суре «ан-Нур». Почему? Потому что именно в ней рассматривается вопрос хиджаба, каким образом нужно закрываться. Идёт речь о том, как нужно входить в дом, оберегать свой взор, остерегаться больших грехов (например, прелюбодеяния), говорится о том, чтобы мужчины и женщины не оставались наедине.

Всевышний не делает разницы между мужчиной и женщиной, ибо все они – рабы Творца и в равной степени отвечают за свои поступки и вознаграждаются за совершение благого. В Коране, там, где упоминается о мужчинах, упоминается и о женщинах, то есть в Священной Книге женщина упоминается наряду с мужчиной одинаковое количество раз.

Некоторые женщины удостоились чести быть упомянутыми в Священном Коране. И это тоже связано с определёнными историческими моментами. Естественно, каждое слово Создателя наполнено глубочайшим смыслом, мудростью, наставлением человека на путь истинный, дабы мы могли извлечь из них пользу.

Жёны Нуха, Лута и Фараона

Многих женщин упоминает Аллах в Своей Книге, но на два момента хотелось бы обратить особое внимание. В Судный день Аллах неверующим женщинам приведёт в пример жён Нуха и Лута. Они были жёнами хороших рабов Аллаха, но предали их, не послушались, когда те призывали их к иману (вере), единобожию, послушанию Всевышнему. Ещё Творец приведёт пример жены Фараона Асии. Она была женой человека, который призывал поклоняться лишь ему, возомнил себя богом, а она осталась покорной, послушной рабой Всевышнего.

Каждый из нас, будучи верующим мусульманином, является членом одной большой семьи – уммы. И нам следует осознавать, насколько велико счастье принадлежать умме Мухаммада (мир ему и благословение), насколько велика наша ответственность, и надо жить так, как подобает его последователям.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Я занимаю место отца вашего», указывая тем самым, что во главе уммы стоит он сам. Это подтверждает и тот факт, что АллахI в Священной Книге назвал жён Пророка «Уммахатуль му’минин» – «матерями всех правоверных». Базовые принципы семейной структуры уммы были заложены по воле Создателя самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в многочисленных аятах призывает общество достойно относиться к женщинам, мужей – к своим жёнам. «Обращайтесь с вашими жёнами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», аят 19). Посланник Аллахаe по этому поводу говорил: «Советуйте друг другу быть доброжелательными к женщинам!» (Бухари). В Исламе глава семьи – мужчина, и он ответственен за неё. Он вправе требовать от жены послушания в делах, не противоречащих Шариату. Благие женщины – те, что послушны. Ведь в хадисе сказано: «Женщина, выполняющая пятикратную молитву, постящаяся месяц раз в году, хранящая благочестие и послушная мужу, может войти в те врата Рая, какие пожелает!» (Тирмизи). «Хорошие женщины – покорные женщины. Они хранят невидимое глазом так же, как Аллах хранит их права» (сура «ан-Ниса», аят 34).

Жена должна уважать своего мужа, любить и слушаться его. Но это не означает, что она не может давать советы, остановить его, когда он совершает грех. Но старшим всё же является муж. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что если бы Аллах разрешил кому-либо из творений делать земной поклон (суджд), то Он велел бы жене делать суджд своему мужу.

«Ваши жёны для вас – одеяния, а вы – одеяние для них» (сура «аль-Бакара», аят 187). Посланник Аллаха (мир ему и благословение), умирая, говорил о намазе, чтобы не пропускали его, а также о недопустимости притеснения женщин. Если даже на пороге смерти он обращал на это особое внимание, значит, и мы должны подойти к этим вопросам очень серьёзно и ответственно.

Да поможет нам Всевышний строго придерживаться Священного Корана, а также пути, указанному нам Его Посланником (мир ему и благословение)! Амин.

Материал: Муслимат Раджабова