Этикет (адабы) телефонного разговора

Поистине, Всевышний наделяет нас огромными благами и милостями в этой жизни. И одной из этих милостей и благ является появившиеся в наше время различные средства коммуникации, такие как интернет, телефон, мобильная связь и многое другое, что облегчило многие стороны нашей жизни. Более того эти средства связи стали неотъемлемой частью нашей повседневной частной жизни, не говоря уже о том, какую роль они играют в социуме, жизни общества и государства. И как относительно любого явления, оказавшего какое-либо серьезное влияние на взаимоотношения людей и на их связи, Шариат определяет определенные правила пользования и адабы, также и не остались без его внимания и эти средства коммуникации, в частности телефон. В данной статье мы по воле Аллаха коротко укажем на некоторые адабы телефонного общения, в основе которых лежат почти всем нам известные адабы беседы, адабы визита и испрашивания разрешения и т.д., на которые указывают и которых призываются придерживаться священные тексты Корана и Сунны.

И так:
1) Удостоверься в правильности набираемого номера
Прежде чем нажать на кнопку «вызов» и позвонить, удостоверься, что номер набран правильно, чтобы не ошибиться и тем самым, например, не разбудить спящего или не потревожить больного или не отвлечь кого-то от важного дела. Если уж так получилось и ты ошибся номером, то поспеши вежливо извиниться. Если же кто-то по ошибке позвонил к тебе, мой дорогой брат, то не торопись сердиться и прояви терпение.
2) Выбери подходящее время для звонка
Если тебе нужно позвонить кому-нибудь по какому-либо делу, то помни, что и у других есть свои дела и заботы , время сна, отдыха и приема пищи, и поэтому они более достойны твоего прощения, если они не ответят на твой звонок. Поэтому выбирай время для звонка к брату, учитывая обстоятельства связанные с его работой, его обязанностями, семьей, временем отдыха и сна.
3) Будь умеренным в количестве звонков
Если тебе не ответили с первого раза, то не докучай своими звонками. Будь умеренным в этом, набери номер достаточное количество раз, необходимых для того чтобы адресат услышал, но не переходи границы. Количество не ограничено тремя звонками, как это ограничено тремя стуками, когда стучишься в дверь , но это не значит, что нужно надоедать и докучать своими звонками если тебе не ответили с первого раза.
4) Продолжительность звонка
Правилом в этом являются слова: «для каждого места своя речь, и для каждой речи свое место». Потому остерегайся лишних, бесполезных и долгих разговоров. Не надоедай!
5) Приветствие (салам) вначале и в конце
Звонящий подобен гостю, поэтому, как только телефон взяли, поспеши поприветствовать собеседника исламским приветствием «Ассаламу алейкум», а не словами «алло», «добрый вечер» и т.д. Этим же приветствием следует и завершить телефонный разговор. Также не следует молчать, пока не заговорит тот, кому ты позвонил, ибо это противоречит адабу. Также не следует делать то, чем занимаются некоторые малонравственные люди, которые звонят с целью, например, узнать дома ли ты или нет, и как только ты берешь трубку и говоришь «да», они бросают её, не говоря ничего. Если тебя не узнали, то представься своим настоящим именем, а не словами «я», «твой друг» и т.д.
6) Следи за своим голосом
Придерживайся общего адаба беседы и в телефонном разговоре. Не кричи и не повышай голос больше нужного. Особенно если разговариваешь с родителями, обладателями знаний , со старшими и достойными людьми.
7) Телефон и женщина
Если на одной из сторон линии женщина , то ей следует остерегаться «нежности в речах», растягивая слова и приукрашивая свой голос. То, что было велено женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижникам, ещё более подходит таким как мы: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом» (33/32). Также, если в доме есть домашний телефон, то лучше чтобы женщина не спешила отвечать на звонок в присутствии мужчин , – пусть ответит мужчина.
8) Каждому свое место
Соблюдай этикет разговора в зависимости от статуса, возраста, родства и достоинства собеседника, в особенности это касается ученых .
(статья подготовлена по книге Шейха Бакра Абу Зейда «Адаб аль-Хатиф»)

islamcivil.ru